Издательство АСТ (ig_ast) wrote,
Издательство АСТ
ig_ast

Categories:

Интервью Жоэля Диккера

Диккер

Молодой лауреат Гонкуровской премии лицеистов Жоэль Диккер рассказывает порталу Mandor.fr. о своем оглушительном успехе, тридцати черновых вариантах новой книги и об Америке.

Жоффруа де Клавье: Твой персонаж, Маркус Гольдман, - это своего рода эпигон Жоэля Диккера?

Жоэль Диккер: Нет. Совершенно. Напротив, поскольку я задумывал писателя, достигшего мгновенного признания, в то время как мне самому несколько раз возвращали рукописи. И я сказал себе: лучше напиши роман о писателе, который достигает успеха быстрее, чем все остальные. В этом был определенный смысл. И я принял этот вызов. Между моим героем и мной, возможно, есть сходство в том, как мы относимся к писательскому труду - в нашем самоотречении, в желании работать напряженно, вкладывая душу в то, что делаешь. Успех книги моего героя и моей – отнюдь не дело случая. Случись обратное, никто и слова бы не сказал.


ЖдК: Гарри Квеберт – персонаж довольно-таки мрачный. Как ты создавал его, его личность?

ЖД: Здесь важно было не уйти в механистичность. Жан-Луи Кюфер как-то процитировал мне такой пассаж: «В романе у каждого персонажа должен быть смысл». И это правда! Важно понять мотивы поступков героя; и вот, к концу книги, читатели понимают, кто же он такой. Для меня же это означает воссоединение героя с самим собой.

ЖдК: По сути, вне зависимости от последствий, будь они тяжелыми или нет, многим персонажам есть в чем себя упрекнуть. Получается, виновны все? Ад – это другие?

ЖД: Нам всем есть, в чем себя упрекнуть. И к тому же, это книга, история. Преувеличения – это необходимость. И у всех персонажей, так или иначе связанных с делом, есть свои скелеты в шкафу,  и с самого начала  мы оказываемся в сети преувеличений, поскольку сумасшедший успех Маркуса Гольдмана маловероятен – лишь немногие писатели живут за счет своих тиражей. Так что в отношении преувеличений, которые необходимы для истории, все просто. В противном случае ничего бы попросту не получилось. Сам роман есть преувеличение. Это не как в пьесе Сартра «За закрытыми дверьми», где «ад» в замкнутом пространстве, тут дело происходит в небольшой деревне, молодая девушка исчезает, и драматургическая коды намного более традиционны. Цель состоит в том, чтобы создать интригу.

ЖдК: Еврейская мамочка главного героя – нечто вроде карикатуры, комической рессоры?

ЖД: Абсолютно верно. Книга могла бы существовать и без всех этих пассажей с мамочкой, и не слишком много потеряла бы. Это скорее персонаж для читателя, а не для интриги. Что-то навроде передышки, антракта с этой несколько карикатурной героиней. Она просто забавна, и всего-то.

ЖдК: Уже неоднократно упоминался твой способ работы над книгой: никакого плана…

ЖД: Никакого плана!

ЖдК: Никакой углубленной проработки персонажей… 30 вариантов романа. В общем, как ты работаешь? Есть какой-нибудь метод?

ЖД: Нет ни рецептов, ни специальных методов. Если бы они были – это было бы известно. Мой принцип работы – доверять и двигаться веред. Речь идет как о том, что «хорошо» написано, так и о том, что написано плохо и что мне приходится удалять. Это долгая работа, временами обескураживающая: случалось, что полсотни страниц, написанных за ушедшую неделю, мне приходилось вымарывать. Но выкинуть эти страницы не означало сделать шаг назад – наоборот, это был шаг вперед. И пока я способен продвигаться вперед, ставить перед собой вопросы, способен судить о том, что хорошо, а что не очень, я, как мне кажется, двигаюсь в верном направлении.

ЖдК: Клад Шаброль утверждает, что для написания сценария или криминального романа необходимо иметь в голове математический план.

ЖД: Совершенно верно. Возможно, у меня есть план в голове. Я знаю, куда я иду и без плана. Я не знаю точно, куда я иду, но я точно знаю, что  никогда не потеряюсь. В этом весь нюанс. Я никогда не потеряюсь. Я иду на ощупь.

ЖдК: Ты говоришь о тридцати вариантах романа.

ЖД: Да, верно. Думаю, я уничтожил от трех до 400 страниц. Текст романа эволюционировал от одного варианта к другому.

ЖдК: Расскажи о штате Мэн, который ты хорошо знаешь. Ты ведь жил там?

ЖД: Да, мне хорошо знакомы прибрежные районы Новой Англии – я жил там на каникулах, по месяцу в год, на протяжении 20 лет. У меня есть знакомая семья в округе Вашингтон, у них дом в Мэне. Мне хотелось рассказать об этом регионе. История могла произойти где угодно, но для меня была важна географическая дистанция.

ЖдК: Два года работы. Как ты работал над романом? Регулярно бывал на описываемом месте, делал фотографии, осуществлял замеры?

ЖД: Если честно, дважды. Во второй раз я всю деревушку исходил вдоль и поперек. Ну и конечно у меня много воспоминаний.  И да, я использовал некоторые фотографии.

ЖдК: Как возникла эта прекрасная идея предуведомлять каждую главу советами (всего их 30) Гарри Квеберта?

ЖД: Постепенно, в процессе написания. Спонтанно.

ЖдК: Расскажи об этой удивительной структуре, mise en abîme, роман в романе, и о скрещении множества литературных шедевров в твоем романе.

ЖД: Это и вправду скрещение, поскольку, как ты сказал, не совсем понятно, чей это роман: Диккера, или Гольдмана, или, в конце концов, Квеберта – «Истоки зла»… и так далее. Ведь я использовал флэш-бэки, но это порочная практика, негоже, если читатель запутается.

ЖдК: «Истоки зла», один из романов в романе… Представлен в форме довольно-таки романтической. Это был вызов самому себе – использовать определенный стиль?

ЖД: Я понял, что эта сиропная часть, не будучи сама по себе слабой, не стыковалась с остальным текстом. Но, после длительных размышлений, мы с издателем решили сохранить эту форму. Допустили возможность другого стиля.

Tags: Жоффруа де Клавье, Жоэль Диккер, Правда о деле Гарри Квеберта
Subscribe

  • Follow us!

    Друзья, увы, наш блог в LiveJournal прекращает свою работу. Мы постараемся следить за вашими комментариями здесь, так что если у вас есть какие-то…

  • Перепись

    Друзья, давайте устроим перепись в комментариях! Не секрет, что популярность LiveJournal сегодня оставляет желать лучшего! Подскажите, интересно бы…

  • Сергей Минаев - новинка!

    Уже в продаже!!! Новый СЕРГЕЙ МИНАЕВ (amigo095)! "Духless 21 века. Селфи" Приобрести в интернет-магазине АСТ В жизни…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments